Лимарев В.Н.
Попытка
императора Александра Сервера стабилизировать обстановку в Древнем Риме,
вернуть утраченные ценности.
Молодой развратный
гомосексуалист Антонин Гелиогабал разрушал устои Римского государства.
«Правление Гелиогабала было коротким и бурным. Всем известны его
религиозные эксперименты. Его попытки создать приемлемую для каждого гражданина
мировую религию и окружить титул императора, как наместника бога на Земле, священным ореолом не имели успеха; увы,
единственный успех его деятельности
заключался в том, что он возбудил недовольство всех почтенных римлян во
всей империи, а также части солдат».
(М.И Ростовцев. Общество и хозяйство в Римской империи».)
Против восемнадцатилетнего императора созрел
заговор, возглавила его бабка Юлия Мэса,
руководившая в империи всеми государственными делами.
Она добилась от Элагабала, чтобы он усыновил и назначил цезарем своего двоюродного брата Александра, сына Мамеи. Вскоре после этого (в начале 222 года) 18-летний Элагабал был убит преторианцами вместе со всей своей его развратной компанией, включая мать императора Соэмиаду.
В Римской империи победили силы, желавшие вернуть добрые старые времена, когда сенаторы были почетными людьми, римская религия была государственной и определяла моральные устои общества, т.е. времена пресвященной монархии.
«Правление Александра Севера являлось
своего рода реакцией против тех принципов военной монархии, какие были привиты
Риму Септимием Севером. Снова, как и в дни Антонитов, было установлено согласие
между императором и сенатом»
(Н.А Машкин
«История Древнего Рима» (учебник).)
Современник Александра Севера историк Дион Кассий восхваляет царствование Александра, как
Золотой Век восстановления власти сената. Он изображает Александра идеальным правителем, наделенным многими
добродетелями, и приписывает ему авторство административных реформ. Под восстановлением власти сената подразумевается формирование комитет из шестнадцати сенаторов —
представительный консультационный орган при несовершеннолетнем наследнике. Эти
меры подняли лишь престиж сената, но не реальную его власть. Советником,
приближенным к императору стал видный юрист Ульпиан (170—228 г.г.) поддерживающий основные принципы
стоической философии, моральные
нормы философии стоиков. Ярче всего принципы Ульпиана
отразились в его знаменитой формуле: правовые нормы
это — честно жить, другого не обижать, каждому свое делать. В этих
словах сжато и сильно выражена вся нравственная система стоицизма.
«Новый взлет карьеры юриста Ульпиана
был связан с началом правления Александра Севера. Не позднее марта 222 г. Ульпиан становится префектом претория. Первоначально он исполнял свои обязанности
вместе с двумя коллегами — Флавианом и Хрестом, но вскоре оба они были казнены по обвинению в
заговоре, и Ульпиан остался единственным префектом.
Занимая этот пост, он обладал громадными полномочиями. Кроме того, он
принадлежал к придворной камарилье, заправлявшей всеми делами государства
вместо несовершеннолетнего императора (в официальных документах император именовал Ульпиана своим отцом). В кодексе Юстиниана сохранилось 100
императорских постановлений, относящихся к 223 г. — времени
единоличной префектуры Ульпиана. Ни один другой год
деятельности императорской канцелярии эпохи Ранней империи не оказался столь
плодотворным. Очевидно, такое совпадение не случайно. В следующем году
наблюдается спад активности императорской канцелярии (всего 60 постановлений). Возвышение
Ульпиана характерны для переломной северовской эпохи — времени высочайшего подъема
классической юриспруденции и одновременно ее закат.
(Смышляев
А. Л. «Домиций Ульпиан и его трактат «Об обязанностях
проконсула»)
Храмы бога Солнца Элагабала» были разрушены, древние
государственные святыни римлян водворены на прежние места. Были приняты меры к
сокращению налогов, к усилению
дисциплины армии и сокращению расходов на содержание армии, что снизило
авторитет Александра в армии.
Но в действительности по-прежнему царит военный абсолютизм.
«Принципы, лежащие в основе государственной организации,
создаваемые Септимием Севером и укрепленные его сыном Каракаллой, оказались долговечными.
Внешне никаких изменений не ощущалось. Как и прежде, в качестве верховного
магистра римского народа царил
император; как прежде, верховная власть
в государстве находилась в руках сената, который передал её императору; как прежде, сословия сенаторов и всадников
поставляли офицеров для армии и чиновников для императорского управления; как
прежде, городами управляла городская администрация, а армия оставалась войском
римских граждан. Но в действительности от прежнего государства осталось
лишь одни названия, и любая попытка
изменить положение была обречена на провал. Солдатня была полна решимости
воцарить в империи в качестве полноправных правителей и не желала возвращения к власти высших классов, по-прежнему ещё
очень сильных. Это был один из величайших кризисов, который когда-либо
переживала Римская империя за всю историю своего существования».
(М.И Ростовцев. Общество и хозяйство в Римской империи».)
Между тем в Римской империи наметился глубокий
упадок. Ощупалась нехватка
продовольствия, мясной рынок опустел. Государственная казна была пуста, что не
позволяло проводить какие-либо реформы.
«Чтобы обеспечить обработку брошенных земель, Александр был
вынужден перевозить из-за границы пленных
и селить на этих землях. Широко
стала применяться литургия (принудительные общественные работы) и власти все чаще требовали уплату налогов
натурой. Власти требовали снабжать армию, находящуюся на постое, провиантом,
обеспечивать жильем. Постой солдат становился катастрофой для местных жителей.
Армия вела себя, как оккупационная армия и требовала обеспечивать себя необходимым.
Времена, когда бремя по содержанию армии брали на себя
богатые провинциалы, давно прошли. Если
провинциалы по-прежнему при случаях упоминаются в посланиях о своем участии в
литургии, то только для того, чтобы показать, что они выполняют свои
обязанности и это им дается нелегко. Тип
богача, который в своем родном городе выступает в роли благодетеля, находится
на гране исчезновения. Богатый буржуа теперь перегружен литургией, но пока ещё
в состоянии это бремя нести.
Армия пожирала доходы
государства, а население, даже в Риме, все больше лишалось самого
необходимого.
(М.И Ростовцев. Общество и хозяйство в Римской империи».)
Политика Александра по отношению к низшим классам
развивалась в том же направлении, что и политика Септимия Севера. Деревни
служат теперь главной опорой императорской
власти.
«Политика Северов была направлена
на то, чтобы превратить войско в армию оседлых крестьян.
Большие денежные затруднения, по-видимому, заставляли Северов
выплачивать солдатам хотя бы их заработной платы натурой, т.е. предоставлять
землю для пользования. Видимо эта мера, в свою очередь повлекла за собой
признание государством солдатских браков».
(М.И Ростовцев. Общество
и хозяйство в Римской империи».)
«К тому же армия в значительной степени потеряла свой прежний
профессиональный характер. Войска, стоявшие в провинциях, часто пополнялись из
местных уроженцев. Легализация солдатских семей и разрешение солдатам,
находившимся в постоянных лагерях, обрабатывать землю, также содействовали
сближению армии с местным населением. Это не означало, конечно, что вся римская
армия в III веке превратилась в совокупность территориальных единиц, а римские
солдаты — в военных колонистов. Профессиональная солдатчина со своими
специфическими интересами еще долго продолжала преобладать в армии».
(С.И. Ковалев. «История
Древнего Рима»)
Не смотря на неоднократные попытки улучшить положение низших
классов, все же им, как и высшим слоям населения, за некоторым исключением,
жилось очень плохо, особенно в экономическом отношении. Чем тяжелее давил груз государства
на высшие слои, тем невыносимей становилось
положение низших слоев закон и управленческий аппарат были бессильны улучшить
ситуацию. Александр Север - точней,
члены его кабинета, крупные юристы своего времени, - осознавали кризисное положение,
в котором находилась империя, и пытались её спасти. Но в своей деятельности все
больше прибегали в системе барщины и литургии и увеличению налогов. Большими
поборами была обложена заморская торговля и торговля вообще.
(М.И Ростовцев. Общество и хозяйство в Римской империи».)
Переломным моментом в правление Александра Севера стала
смерть советника императора Ульпиана.
«Солдаты обвинили Мамею и ее правительство в скупости. Начались
солдатские волнения. В самом Риме вспыхнули беспорядки. В течение трех дней на
улицах города происходили бои между населением и преторианцами, которых
ненавидели за распущенность, а также за то, что они в своем большинстве
состояли из варваров, набранных в провинциальных легионах. Злоба преторианцев
обрушилась на их начальника Ульпиана. Они вырвали его буквально из рук
императора и Мамеи, пытавшихся его защитить, и убили у них на глазах (228 г.).»
(С.И. Ковалев. «История
Древнего Рима»)
Попытки образованной части населения предотвратить
разращение Римской государственности провалились и далее все больше стали
проявляется черты «военной анархии».
Сложившиеся положение в империи и политика императоров
привели к результату, который следовало ожидать. Во времена Александра на море
и на суше стали бесчинствовали шайки разбойников.
При описании империи христианский писатель Киприан (200—258 гг. н. э) в конце периода «Военной
монархии» полон пессимизма, он говорит о полном истощении сил природы и
человечества.
главная