Лимарев В.Н.
Этногенез суперэтнической
системы во время перехода от «акматической
фазы» к фазе обскурация.
(Рассматриваемый период этнической
истории: конец 7 века – начало 9 века.)
Часть 1 .
Раздел 3.
Цивилизация Магадха-Андхры (Индия) 84 -117 г н.э.
О
цивилизации Магадха-Андхры (6 век
до н.э. -6 век н.э.) отрывистые сведения. Суперэтничесое
пространство цивилизации в период
расцвета распространялось за приделы
Индии, включало в себя южную часть Средней Азии, Шри-Ланку, Индонезию и
Юго-Восточную Азию.
О могущественной империи Сатавахана историкам мало что известно.
Ниже я приводу описание империи Сатавахана,
которое удалось составить по отрывистым данным собранным благодаря кропотливому
труду историков.
Они дают представления о цивилизации Магадха-Андхры на рубеже 1-2
века н.э.
История цивилизации Магадха-Андхры.
(Фрагмент)
1 в н.э.
Империя Сатавахана (Государство Андхра).
В 1 веке
достигла своего могущества империя Сатаваханов (Андхра), правители которой были приверженце буддизма.
В период
расцвета империя занимала все плоскогорье Декан и вышла за его пределы, покорив
Магадху на северо-востоке отняв значительные
территории у Калинги
на востоке, на западе империя вышло на берег Аравийского моря. На юге оставался
непокоренный андхрами Тамилнад.
Империя на
севере расширила свои территории до бассейна реки Нарбада,
где вела борьбу с индо-сакскими государствами. Под
контролем андхров находились порты в устье реки Тапти и реки Нарбада, через
которые велась оживленная торговля с
Западными странами.
Греческий
купец из Александрии посетил 1 веке Бхарукачкха (Бхаруч) - порт в устье реки Нарбада.
Он оставил
записи о городе Бхаруч:
«В этот торговый пункт ввозится вино, медь, олово,
свинец, кораллы, одежда, стекло, сандарак, сурьма… Золотые и серебряные
денарии, выгодно обмениваемые на местную монету. Для царя же в эти места ввозятся
ценные серебряные сосуды, знающие музыку мальчики, красивые девушки в гарем,
отборные вина, обычные ценные одежды и отличные мази.
Из этих мест вывозятся пряности, слоновую кость, изделия из оникса и муррина (стеклянные сосуды, обработанные шлифовкой и
другими способами для придания особого цвета), всякие вещи из хлопка и
ткани…
1 в н.э.
Великая индийская
колонизация.
В 1 веке до н.э. очевидно река Ганг утратили
свое былое значение, как главная торговая артерия Индии в связи с частыми войнами в долине
Ганга. Главными же портами стали порты
не в устье Ганга, а на Коромандельском побережья, принадлежащем государству Калинга. Благодаря торговле Калинга
процветала. По рекам текущим с плата Декан (Кришна, Маханади)
и хорошим дорогам из империи Сатаваханов поступали товары и откуда на кораблях
государство Калинга купцы развозили их по всему
миру. В восточном направлении корабли из
Калинги достигали берегов Бирмы, Малайзии, Индонезии
и, пойдя Малаккский пролив, устремлялись
на север к берегам современной Камбоджи, Вьетнама. Там они у аборигенов
обменивали индийские товары на местные; они приобретали, прежде всего, золото,
драгоценные камни, сандаловое дерево, слоновую кость, олово, благовония, корицу
и камфору.
Во всех восточных
государствах индийцы стремились закрепиться и организовывали, изначально, там
торговые фактории. Затем в эти торговые фактории устремились искатели
приключений и проповедники индуизма и буддизма. Благоприятная жизнь в империи Сатаваханов привела к демографическому взрыву, избыточному
населению и люди в поисках счастья на чужбине из государств Калинга,
Чола и собственно империи Сатаваханов
стали переселятся в заморские страны, образуя у торговых факторий индийские
поселения, жители которых помимо участия в торговле стали заниматься
скотоводством и земледелием.
В Бирме
основные индийские торговые фактории были в устье реки Иравади
и Пегу.
Главными торговыми факториями были в районе современного города Баго (Пегу), расположенного в
устье реки Пегу. Там у индийцев были торговые
контакты с монами, сыгравшими огромное значение в
распространении буддизма в Юго-восточной Азии.
В Камбодже
большое значение имели торговые фактории индийцев на реке Меконг. По Меконгу
индийские корабли поднялись в район озера Топлесан,
где были образованы так же торговые фактории, ставшие ядром индийского
государства Фунань.
Создание государства Фунань, согласно китайским
летописям, приписывается индийцу-брахману Каундинье,
который прибыл в страну в I в. н. э. и женился на местной царице, положив,
таким образом, начало индийской
династии.
80-103 г н.э.
Правитель кушан Вима Кадфиз (Кадфиз 2).
Правитель кушан Вима Кадфиз
создал на завоеванных Кадфизом1 территориях
государственное образование – Кушанскую империю.
Продвигаясь на юг Индии, он столкнулся с Империей Сатавахана,
которая смогла остановить завоевателей на северных границах Декана, на реке Нарбада, протекающей в горах Виндхья.
Вима Кадфиз стал чеканить полновесные золотые и серебряные монеты с изображением Шивы.
66 – 110 г н.э.
Правления в Шри-Ланке
короля Васабха (Васамьбха).
При короле Васабха на острове утвердилось стабильное централизованное
правление, королю Васабха, опираясь на
буддистов, удалость подчинить себе весь
остров. Король строил гигантские
водохранилища, а так же вырыл 12 каналов. Кроме этого он первый построил
подземную систему каналов на Шри-Ланке. Он помогал монахам в благоустройстве
святых мест в Шри-Ланке и монастырей.
В частности
созданием в Анурадхапуре религиозного комплекса у священного дерева бодха,
выращенного из отростка дерева, под которым сидел Будда.
В империи Сатаваханов
переживало расцвет буддийское искусство. Известна художественная школа Амаравати (город в нижнем течении реки Кришна). Здесь можно
найти как нетрадиционные изображения Будды, так изображение Будды в виде
символов.
Начало 2 в.
н.э.
Государство Калинга теряет
свою независимость.
Калинга занимавшая узкую полосу Коромандельского побережья на юго-востоке Индии во втором веке
окончательно потеряла свою независимость, покоренная империей Сатавахана. Из Калинги по-прежнему мореходы отправлялись на Восток в заморские индийские владения в
Юго-восточной Азии, Малайзии и Индонезии, которые так же находились в
подчинение империи Сатавахана.
В
зависимость от империи Сатавахана, вероятно, попал и Тамилнад
(земля тамилов).
Начало 2 в. н.э.
Буддийский целитель Чарака.
Рубежом 1-2 века н.э. датируется медицинский трактат «Чарака-самхита»
о внутренних болезнях. В тракте собраны и обобщены знания индийцев о болезных и способах их лечения. Написал
трактат легендарный врач Чарака, который по легенде
был придворным царем Канишки (103-126 г н.э.) в Кушанской империи.
Большое внимание в трактат «Чарака-самхита
уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного,
его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности
питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и
выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу
мышц, голос, память, пульс.
главная