Иранская цивилизация, 684 -717 г н.э. (Философский цикл 684 -717 год от начала этногенеза суперэтноса.)

Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

Этногенез суперэтнической системы  во время перехода  от «акматической фазы» к фазе обскурация.

(Рассматриваемый период этнической истории: конец 7 века  – начало 9 века.) 

  • начало
  • Часть 1 .

    Философский цикл 684 -717 год от начала этногенеза суперэтноса.

    Раздел 7.

    Иранская цивилизация, 684 -717 г н.э.

     

    Фрагмент иранского сосуда. Музей религии. Фото Лимарева В.Н.

     

  • История Иранской цивилизации.

  • (Фрагмент)

    680-685 г н.э.

    Борьба между суннитами и шиитами за власть.

    При жизни халиф Муавия объявил своим наместником своего сына Йазида (Язид I), который был не «склонен проводить время в беседах с мудрецами, а проводить время в пирах и на охоте» и не пользовался авторитетом среди правомерных.

    Добиваясь назначение халифом своего сына, Муавия заставил присягнуть сыну всю арабскую элиту.  Двоюродный брат Халифа Усмана, наместник Медины, отговаривал Муавия от этого шага и был смещен с должности, отстранены от должности так же другие противники этого назначения.

    Муавии,  перед смертью  оставил завещание в котором призвал арабский мир не признавать халифами внука Мухаммеда - Хусейна (сын Али ибн Абу Талиба и  дочери пророка Фатимы), который в это время был шиитским имамом, а так же внука Абу БекраАбдаллаха ибн аз -Зубайра.

    После смерти Муавия шииты объявили Хусейна  халифом.

    Началась борьба между сторонниками Йазида суннитами и странниками Хусейна шиитами.

    Шииты в основном пытались воздействовать на своих братьев-мусульман уговорами и призывами к соблюдению чистоты веры. Сунниты действовали более активно - физически уничтожая своих противников. На небольшой отряд Хусейна напали вооруженные отряды суннитов. Приближенный халифа Йазида – Шамир отрубил голову Хусейну и  доставил её халифу Йазида.  После этой трагедии сунниты стали заклятыми врагами шиитов.  В ответ на убийство Хусейна начались волнения шиитов в Медине, Мекке, Куфе, которое жестко было подавлено войсками халифа. Была в 683 году осаждена  Мекка, в которой находился Абдаллаха ибн аз -Зубайра, объявивший себя халифом. Во время штурма  в Мекке сгорели все религиозные постройки мусульман, Кааба сгорела дотла, Черный Камень лопнул от жары. Во время штурма пришла весть о смерти халифа Йазида, войска отступили в Дамаск, и Мекка была спасена от полного разрушения. Абдаллаха ибн аз – Зубайра остался жив и продолжал считаться шиитами халифом Арабского Халифата.

    Гражданская война в Арабском Халифате продолжалась.

    В августе 684 года  как халифу была принесена присяга Мервану ибн ал-Хакаму, старшему из рода Омейядов, который завещал, чтобы «трон халифа» после его смерти наследовали его сыновья – Абд ал-Малик и Абд ал-Азик. Против этого решения была жена Йазида, ставшая женой Мервану, желавшая в наследники своего сына Халида, она задушила халифа подушкой.

    Халифом стал в 685 году Абд ал-Малик.

    В Арабском Халифате установилось двоевластие.

    Халиф суннитов Абд ал-Малик с резиденцией  в Дамаске

    Халиф Абдаллаха ибн аз Зубайра с резиденцией в Мекке и признан халифом в Ираке, Южной Аравии, Египте.

    685-687 г н.э.

    Восстание Мухтара.

    После того как халифом стал Абд ал-Малик, гражданская война в Халифате продолжалась. 

    Контроль  халифа Абд ал-Малика,  жившего в Дамаске, ограничивался незначительными территориями.

    На территории халифата стали появляться самозванцы, которые претендовали на власть.

    Одним из таких самозванцев был Мухтар ибн Абу Убайда, который утверждал, что произносит проповеди внушаемые ему архангелом Джебраилом …

    В 685 году Мухтар со сторонниками ворвался в Куфу, захватил казну и деньги раздал солдатам. Он казнил тех, кто был причастен к гибели Хусейна, а так же сторонников Омейядов. Авторитет Мухтара возрос, ого армия смогла нанести поражения войскам халифа Абд ал-Малика.. Против самозванца выступили шииты. Войска халифа Абдаллаха ибн аз Зубайра взяло в 687 году Куфу, Мухитар погиб в бою. Гражданская война в Арабском Халифате продолжалась...

    691г н.э.

    Хаджадж ибн Юсуф наносит поражение шиитам в Ираке.

    Халиф Абд ал-Малик обратил внимание на служащего полиции  Хаджаджа (Хаджжаджа) ибн Юсуфа (бывшего школьного учителя) и поручил ему навести ему дисциплину в Армии, с чем Хаджадж успешно справился. Затем во главе этих войск  был направлен в поддерживающий халифа Абдаллаха ибн аз Зубайра Ирак (Месопотамия)  для борьбы с полководцем Мусабом ибн аль-Зубайром. Войска Хаджадж одержали победу над шиитами на реке Дияла (левый приток Тигра)  в 691 году.

    692г н.э.

    Сражение вокруг Каабы.

    После разгрома войск шиитов в Месопотами, халиф Абд ал-Малик назначил Хаджжаджа наместником в Мекке и Медине.

    Хаджжадж направил войска в Аравию, для взятия Мекки.

    Мекка была окружена и Абдаллаху ибн аз – Зубайру было предложено сдаться и признать законным халифом Абд ал-Малика. Хаджжадж обещал не преследовать сторонников халифа Абдаллаха. Получив отказ, Абдаллаха проявил исключительную жестокость к сопротивлявшимся, он выдвинул требование: или повиновение или смерть.

    После семимесячной осады, часть шиитов сдалось на милость победителю в том числе предали отца два его сына, но халиф Абдаллаху ибн аз Зубайру вместе с младшим сыном и большим числом последователей  продолжил сопротивление, тогда началась штурм Мекки, при штурме жестоко расправлялись с сопротивляющимися.  Халиф Абдаллаху ибн аз Зубайру и его сын , а так же все его сторонники были убиты. В результате катапультных бомбардировок была разрушена Кааба.

    692 -697 г н.э.

    Сунниты приводят к покорности все провинции в Арабском Халифате.

    Для наведения порядка в Халифате были организованы войска, которые возглавил полководец Мухалаб. Как пишут о нем арабские источники: этот полководец был смел и находчив в боях. С 962 по 967 год шла борьба суннитов с хариджитами. К 697 году порядок в Арабском Халифате был восстановлен.

    697 г н.э.

    Реформы в Арабском Халифате.

    В 697 году были введены в обращение арабские деньги вместо византийских золотых и серебряных динаров, упразднены были так же Сасанидские монеты. На новых монетах уже не было правителей, вместо них были изречения из Корана, год  выпуска им имя халифа или наместника.

    Все делопроизводство в арабском Халифате было переведено на арабский язык, который стал государственным.

    Чтобы связать провинции с центром была введена широкая сеть почтовых станций. Начальники станций должны были обеспечивать оперативное сообщение халифа с подчиненными  в провинциях.

    Была проведена земельная реформа, которая закрепляла земли в государственной собственности  и меньшую часть земель в собственности семейства Омейядов и часть земли в частной собственности.

    Землю обрабатывали в основном крестьяне, которые были обязаны платить подать. В соответствии с новым законам крестьян обязали носить на шее свинцовыми бирки с указанием места проживания, по этим биркам взималась подать в виде доли урожая или деньгами.

    698 г н.э.

    Битва при Карфагене.

    После наведения порядка в Арабском Халифате арабы продолжили завоевания.

    Им удалось нанести поражение византийцам в Африке. В решающей битве при Карфагене они победили.

     

    Конец 7 века.

    Византия теряет владения в Африке.

    После завоевания арабами Карфагена в 698 году и победы арабского флота над флотом Византии, арабы завершают захват территорий принадлежащих византийцам в Северной Африке. В европейской части Византии земли захватывают славянские племена. К концу VII века территория Византии составляла уже не более трети державы Юстиниана. Ядро её составляли земли, населённые греками или эллинизированными племенами, говорившими на греческом языке. И хотя Византийская империя до последнего дня продолжала называться Римской империей, тем не менее, латинский язык выходит из употребления.

    Конец 7 века.

    Полководец Мухаллаб расширяет границы Арабского Халифата на Востоке.

    После того, как в 697 году в Арабском Халифате закончилась гражданская война,  полководец Мухаллаб  был назначен наместником в Хорастане (на востоке совр. Ирана). После назначения наместником, он приступил к Завоеванию Средней Азии, расширив границы Халифа до современного Таджикистана.  Перенес Мухаллаб свою резиденцию в город Балх (на территории совр. Афганистана).

    Конец 7 века.

    Арабская письменность и зороастризм.

    Арабы подорвали зороастийские традиции в Иране в конце 7 века, когда в правительственных учреждениях персидский язык  заменили арабским, и была повсеместно внедрена арабская письменность, что привело к широкому распространению знания арабского. Распространение арабского языка воздвигло еще одну преграду между иранцами, которые были вынуждены изучать государственный язык и священниками-зороастрийцами, питавшими отвращение ко всему исламскому. Сельское население в Парсе  (Фарсе) и других местах, где были сильны в начале века традиции зороастрийства, оставалось полностью зороастрийским.

    Начало 8 века.

    Укрепление власти Омейядов.

    Власть Омейядов в Арабском халифате была упрочнена благодаря реформам.

    Была сформирована боеспособная армия, власти продолжили  завоевательную политику.

    Зороастрийцы не подвергались гонениям, население сельских местностей в Иране поголовно справляла культ огня. 

    699-705 г н.э.

    Мусульмане покоряют Армению.

    Христине в Армении оказывали серьезное сопротивления захватчикам, борьба была бескомпромиссной.

    Армянские источники сообщают о грабежах мусульман, и мысовых убийствах христиан.

    Мухаммад ибн Марван, брат халифа Абд ал-Малика, еще в 693 г. был назначен наместником в Азербайджане и Армении, но лишь в 699 г., в ответ на поход византийского императора Тиверия III (698—705), двинулся на Армению.

    В течение нескольких лет арабы вели борьбу за подчинение всей страны.

    В703 году после упорный боев была захвачена крепость Севан. Армения была покорена.

    В  704 году произошло восстание армян против захватчиков, в Армении  перебили всех мусульман. Мухаммад ибн Марван двинул войска на усмирение армян, восстание в 705 года было подавлено в крови.

    Но насильственной мусульманизации не было.

    Как пример, для улучшения управления завоеванными христианскими областями

    Халиф Абд ал-Малик Омейяд (685-705) отдал распоряжение о слиянии автокефальной Албанской церкви с армяно-григорианской церковью. Но в тот период не удалось до конца осуществить этот план, и албанцам удалось отстоять независимость своей церкви.

    705 г н.э.

    Сын Абд ал-Малика  -  ал-Валид I становится халифом.

    Это был энергичный и деятельный властелин. Он умел твердой рукой сдерживать своих полководцев и наместников, даже тогда, когда они находились на расстоянии тысяч миль от столицы.  Десять лет правления ал-Валида прошли в непрерывных войнах со всеми соседями Халифата.

    705—719 г н.э.

    Арабы завоевывают тюркские княжества Средней Азии.

    В 705 г правитель  провинции Хорасан (на востоке совр. Ирана)- Кутейба ибн Муслим приступил к окончательному завоеванию тюркских княжеств  Средней Азии.

    Арабы  подчинили Арабскому халифату Хорезм, Кеш, Бухара, Самарканд…

    Продвижение арабов  на север и восток Средней Азии продолжалось до 719 года, и закончилась окончательным подчинением равнинных территорий  Согды.

    711-713 г н.э.

    Арабы завоевывают часть Индии.

    На Востоке арабы в 711—713 завоевали временно отпавшую от Халифата во время междоусобиц иранскую провинцию Мекран с городом Мултан (на тер. современного Пакистана), Синд-  область по нижнему Инду, где после продолжительной осады был взят индийский город  Дейбул.

    711-718 г. н.э.

    Арабы завоевывают Испанию.

    Арабский полководец Абу Зура Тариф, в 710 г переправился через Гибралтарский пролив на кораблях, опустошил окрестности АлхесирасаАндалусии) и вернулся с большой добычей.

    Весной 711 года семитысячное арабское войско под командованием Тарик ибн Зийада переправилось через Гибралтарский пролив и вступило на Европейский континент.

    Король испанских вестготов Родерик пытался организовать сопротивление, но был разбит.

    К концу 713 г весь северо-запад полуострова от Сарагосы до Пиренеев уже был во власти арабов.

    В Испании в это время была нестабильная обстановка: за Испанский трон боролись несколько принцев и не могли объединиться в борьбе с вторгшимся врагом. Навязанное из Византии христианство никейского направления не укоренилось в Испании.  Местные жители приняли  новую религию - ислам, имеющую гуманистические основы.

    Арабы той эпохи не были склонны к кровопролитию на захваченных землях, они ни обирали до нитки покоренные народы. Они устанавливали умеренные и  регулярные налоги. Исламская подушная подать оказалась гораздо легче обременительных поборов, которые вестготская знать взимала с местного населения. От подати, согласно мусульманским гуманистическим принципам, освобождались женщины, дети и другие социально незащищенные люди.

    Сопротивление христиан вторгшимся арабам продолжалось до 718 года.

    Одна небольшая область на севере так и осталась непокоренной — Астурия.

    715 г. н.э.

    Арабский Халифат в 715 году в год смерти халифа ал-Валиде 1.

    К 715 году  Арабский Халифат имел максимальную территорию благодаря завоеваниям  двух энергичных халифов: Абд-ал-Малика (668— 715) и его сына ал-Валиде 1 (705-715) кроме Саудовской Аравии, территории Иранской империй, отвоеванных у Византии Сирии, Палестины, Армении …они расширили завоеванную территорию в Средней Азии (Афганистан и Хорезм…), Закавказье, включая территорию современного Азербайджана, углубились в Индию, завоевали весь Север Африки и завоевали Испанию.

    После смерти 715 году халифа ал-Валиде 1 престол халифа в 715 г наследовал его брат Сулайман. Новый халиф очень любил женщин и веселые пиршества и не умел жертвовать своими личными побуждениями во благо государства.

     

  • главная