Лимарев В.Н.

Малолетний император Гелиогабал - жрец бога Солнца или терпимость римлян к извращенцам.

Морские девы. Римская мозаика 3 века. Тунис.  Фото Лимарева В.Н.

 

212 г н.э.

Эдикт о Римском гражданстве.

«Император Каракалла, правивший вместе с матерью Юлией Домной,  выпустил эдикт, согласно которому: все свободные жители, за исключением дедиций (сдавшихся на милость победителя), объявлялись в провинциях римскими гражданами. В качестве объяснения принятых мер, в эдикте говорилась, что цель постановления приобщить  народы провинций к римской религии».

 «Римские государство, идеалом которого была просвещенная монархия, окончательно отмерло,  как только право римского гражданства стало пустым звуком и опустилось до роли заурядного титула, потеряв всякое значение. При  Трояне и Андриане было по-настоящему важно, является, является ли человек римским гражданином или нет. Хотя при императоре Каракаллы (211-217 гг.)  образованное городское население имело, пусть неофициально, благодаря своему социальному положению, большое влияние и значимость в обществе.

 Для Андриана римские граждане все ещё были людьми высшими и лучшими, при Каракалле оно потеряло и политическое и социальное значение.

Предоставляя право римского гражданства муниципальным чиновникам и лицам из верхних слоев сельского населения, а так представив это преимущество некоторым людям из низшего класса, он распространил на них обязанности перед государством, в части общественной повинности (литургии).

Каракалла   благоволил солдатам (простому народу) и старался  выгладить как человек из их среды. Известно его изречение: «Никому, кроме меня, деньги не нужны, а мне они нужны  для того, чтобы дарить их солдатам».
(М.И. Ростовцев «Общество и хозяйство в Римской империи».)

После убийства Каракаллы и короткой гражданской войны, армия продолжала верить Северам,  так как  считала, что можно  положиться на благословения семьи Северов.

Благодаря усилиям сестры  Юлии Домны (мать Каракаллы) – Юлии Мэса, которая от имени своего 14-летнего внука Авит Бассиан  раздала войнам сирийских легионов  богатые подарки, армия провозгласила Бассиан императором, он известен под именем Гелиогабал  (218 - 222 гг).

«Будучи фанатичным поклонником почитаемого им бога Гелиогабала (Элигабала), император не думал ни о чем другом, кроме празднеств и богослужения, сопровождающихся дикими изуверскими обрядами и невероятным расточительством. При торжественном въезде в Рим. Гелиогабал шел перед колесницей, на которой везли изображение божества, и все время вертелся колесом. Каждый день в Риме приносили в жертву быков и многие сотни овец. Гелиогабал заставлял присутствовать при этих обрядах, сопровождаемых оргиями, сенаторов и преторианцев».

Римская оргия (Пир Диониса). Римская мозаика 3 века. Тунис.  Фото Лимарева В.Н.

(«История Древнего Рима», под редакцией В.И Кузищина)

 «Личная жизнь императора была наполнена развратом: он хвалился, что ни одна продажная женщина не имела столько любовников, сколько он. Из любовников Гелиогабала римские историки особо отмечают оказывавших на него сильное влияние Гиерокла  и Зотика».

(Википедия)

В конце второго десятилетия 3 века в Римской империи  главную должность в государстве занимал юный развратный гомосексуалист.   Гелиогабал имел развратные действия,  как с мужчинами, так и с женщинами.  Если судить по тому, что для нужды императора отбирали мужчин с большими членами, но мужчинами он вступал в связь с большим желанием,  чем с женщинами. 

 «Император добивался того, чтобы в Риме почитался только один бог Гелиогабал. Он говорил, что сюда надо перенести религиозные обряды иудеев и самаритян, а равно и христианские богослужения для того, чтобы жречество Гелиогабала держало в своих руках тайны всех культов.

На первое же заседание сената он велел вызвать свою мать. Гелиогабал был единственным из императоров, при котором женщина вступила в сенат со званием светлейшей, словно мужчина.  На Квиринальском холме он создал женский сенат; прежде там происходили собрания матрон. Под председательством матери императора Соэмиады советом  составлялись смехотворные сенатские постановления, касающиеся законов о матронах: в каком одеянии должна ходить та или иная, кто кому — уступить дорогу, кто к кому подходить для поцелуя, какая должна ездить в парадной повозке, какая — на коне, какая — на вьючной лошади, какая — на осле, какая — в крытой повозке, запряженной мулами, какая — на волах, какая должна передвигаться в сидячих носилках — и в кожаных ли или в костяных, выложенных слоновой костью или серебром, какая имеет право носить на обуви золото или драгоценные камни.

Гелиогабал продавал почетные должности, звания и полномочия как самолично, так и через своих рабов и служителей своего разврата. Он набирал людей в сенат, не считаясь с их возрастом, цензом, происхождением, а лишь за полученные от них деньги. Он продавал также военные командные посты — места трибунов, легатов, военных начальников, также — прокураторства и места в дворцовых ведомствах».

 (Элий Лампридий: «Антонин Гелиогабал»)

Вседозволенность императив, правивших после смерти Септимия Северов, их потакание грубым солдатским нравом, гомосексуалистам, низам общества была вследствие того, что за спиной император стояла армия.

Солдаты не желали вновь допускать к власти  сенатов и всадников, так же не хотели терпеть энергичного, решительного человека у власти.

Заключение.

Хотелось бы отметить характерные детали этого Римского периода:

1)     Власть в государстве переходи к женщинам.  При императоре Каракалла, государственными делами занималась мать императора Юлии Домна. При императоре  Гелиогабале власть фактически принадлежала Юлии Мэса. Затем после смерти Юлии Мэса, власть в Римской империи перешла к матери императора Александра Севера (222-235 гг.)  - Мамеи.

2)     Молодые императоры, закончившие жизнь не своей смертью, были  марионетками в руках армейских кругов. Фактические правительницы империи женщины умели договариваться  с армией.

3)     Власть пропагандировала терпимость как к разным культам, разным народам, извращенцам и гомосексуалистам, необразованному,  малокультурному населению.

4)     Образованные люди, отстаивающие идеалы просвещения,  были отстранены от власти.

5)     Обесценилось такое понятие как Римский гражданин.

6)     Что существенно: император Гелиогабал получил власть от сирийских легионов, тех мест, где были сильны позиции иудеев и христиан.

  • главная