Лимарев В.Н.

Президент Рейган и новая экономическая политика США (рейганомика).


Между римским императором Коммодом и бывшим президентом США Рейганом много общего.

Теоретической основой «рейганомики», как известно, стали идеи экономической школы «экономики предложения» (Джордж Гилдер, Артур Лаффер), суть которых состоит в переносе акцентов с регулирования спроса на товары и услуги (как считал Кейнс) на стимулирование их производства. Исходя из этого, политика Рейгана базировалась на двух основных принципах:
1. Целительные свойства «свободного частного предпринимательства», главенствующая роль рынка в экономике. Из этого вытекало снижение государственного вмешательства в экономику. Рейган тогда скажет, что правительство  не решает, а создаёт проблемы», и «чем меньше государства, тем лучше».
2. Идея «дешёвого государства», то есть госсектор с госаппаратом и социальные программы должны быть сведены к минимуму, что, понятно, означало сокращение государственных расходов.

Новая экономическая политика Рейгана это удар не только по американцам, Рейган   лишил их будущего, но и  лишила будущего всю Западную цивилизацию.

Весь мир стал подстраиваться под лидера капиталистически мира США,  а после развала СССР, все европейские страны из бывшего социалистического лагеря стали проводить, опираясь на опыт США, аналогичную экономическую политику.

Весь мир, следуя за своим лидером – США, дружно двинулся в направлении указанном Рейганом, т.е.  в никуда…

1.       За те годы, что Рейган находился у власти, расходы на национальную оборону увеличились почти вдвое – с 157 млрд.  до 303 млрд. долларов. Новые военные программы (в корне отличавшиеся от тех, что принимались в конце 1960-х годов) поглощали все больше федеральных средств.

Комментарий.

Рейганомика подстегнула гонку вооружения. Огромные траты на вооружение  способствовали небывалому росту производства в этой отрасли, производства предметов предназначенных для убийства людей, которые объективно не нужны людям.

Огромные людские ресурсы  и в настоящее время задействованы на производство оружия. При этом расходуются  природные ресурсу Земли, таких  как нефть, уголь, газ и другие полезные ископаемые, вырубается и не восстанавливаются леса.  Огромная нагрузка на среду привел к засорению атмосферы отходами производства и в первую очередь выделениями продуктов сгорания. Что неизбежно привело к глобальному потеплению, последствия  от которого ни за горами.

Производство США требует, чтобы были во всем мире войны, США постоянно нагнетает военную истерию и организует во всем мире военные конфликты, это требует от властей военно-промышленный комплекс. Для США необходим все возрастающий спрос в мире на вооружении. Спрос подстегивает активность  производителей оружия. США главный продавец оружия в мире.

Производители оружия и непосредственно армия США теперь является такой силой, которая фактически определяет внешнюю и внутреннюю политику государства.

  • Наступает время солдатских императоров.


  • 2.      Теоретической основой «рейганомики», стали идеи в переносе акцентов с регулирования спроса на товары и услуги  на стимулирование их производства.

    Комментарий.

    Рейганомика подстегнула гонку потребления. С внедрение  новой экономической политики  стала существенным образом меняться психология людей, так как средства информации, и в первую очередь реклама, стала стимулировать болезненное потребление. Человек в соответствии  с новыми установками стремится постоянно увеличивать свой уровень потребления; если у него дешевая машина, стремится заработать на новую престижную, маленькая жилплощадь  стремиться к увеличению её и т.д.  На второй план  отошли семейные, религиозные, интеллектуальные ценности. Смысл жизни для  жителя США состоять в том, чтобы заработать как можно большем денег и на них получить как можно больше благ, при этом, получить блага не для семьи, а для себя лично. Это, по сути, вырождение человека.


  • Дорога в никуда или счастье по-американски.(14.06.12)

    Производство избыточных не нужных при нормальной жизни предметов потребления дало дополнительную нагрузку на окружающую среду, подтолкнуло мир к экологической катастрофе.

    3.      Нудно сказать об аморальность чиновников, входивших в рейгановскую команду.  Против них неоднократно выдвигались обвинения – во взяточничестве, незаконном лоббировании, заговорах и злоупотреблении властью.

    Комментарий.

    Новая экономическая политик Рейгана предполагала ряд непопулярных мер. Это, прежде всего,  замораживание и сокращение социальных расходов. Это  могло привести к непопулярности власти. Необходимо было через средства массовой информации объяснить людям о необходимости этих мер,  и здесь включилась пропагандистская машина.


  • Должен ли зять спать с тещей? или не обижайте идиотов.(Как выбирают президентов.)

    «За свою способность находить общий язык с американским народом Рейган получил хвалебное прозвище «Великий коммуникатор».

     Пропаганда стала работать в пограничной области между правдой и ложью, постепенно выходя за пределы ограниченные традиционной моралью. Были разработаны «ученными США»  способы массовой агитации, способы формирования общественного мнения.  При этом вбрасывались заведомо ложные сведения. Психологический феномен заключается в том, что лживую информацию начинали верить те люди, которые сформировали лживую  информацию. На основании сфабрикованной  лживой информации власти США принимали серьезные решения. Например,  о необходимости увеличения расходов на вооружение.

    Американская пропаганда, формирующая общественное мнение, плюс артистический дар Рейгана привели к тому, что:

    «… что, несмотря на сомнительное руководство, сомнительную этику и не менее сомнительное процветание – Рейган сохранял бешеную популярность».

    Стирания грани между правдой и ложью привела к дезориентации населения США и других стран, попавших под влияние американской и вообще Западной пропаганды.  Рейган был у истоков того состояния общества, которое в настоящее время называют «эпохой тоталитарно циничного прагматизма». Касательно информации, то здесь давно действуют механизм: «правда» - это то, что выгодно конкретной власти.  Американцы,  разучившиеся отличать правду от лжи,  охотнее верят в сладкую ложь, чем в горькую правду. Моральная деградация  населения Западных стран, и не только Западных стран, происходит пугающими темпами.

    4.      Рейган говорил, что все, требуется для процветания США, – реставрация индивидуализма взамен не оправдавшего себя коллективизма.

    Комментарий.

    Американское общество состоит из индивидуалистов живущих в определенных социальных и экономических условиях.

    Средства массовой информации США, формируя общественное мнение,  на большую высоту подняли патриотический настой населения. Американцы действительно гордятся тем, что они живут в самой могучей, самой богатой, самой процветающей, являющейся оплотом демократии во всем мире государства.

    Моя знакомая побывала в США, и её поразило, что все американцы убеждены в том, что все люди в мире им завидуют, все люди в мире мечтают о том, чтобы переехать жить в США. Моя знакомая сказала, в разговоре американцами, что не хотела бы жить в США, её не поняли.

    Но этот патриотизм не объединяет индивидуалистов в общество: лозунг «сначала думай о родине, а потом о себе»,  в Америке  не работает. Это общество индивидуалистов не готово в случае ухудшения в экономике США или внешнего вторжения, консолидироваться для решения задач стоявших перед обществом, каждый будет пытаться выжить индивидуально, за счет своих товарищей.

    1. Рейган подписал акт о реформе и контроле над иммиграцией. Акт сделал незаконным наём на работу нелегальных иммигрантов и потребовал от работодателей проверить иммиграционный статус устраивающихся на работу, даровал амнистию примерно трём миллионам нелегальных иммигрантов, которые въехали в США до 1 января 1982 года и постоянно проживали в стране. Критики утверждали, что санкции против работодателей были безумными, и попытка приостановить нелегальную иммиграцию закончилась провалом.
  • Наркотики – гарант безопасности для американских войск в Афганистане. (3.04.12)
  • Комментарий.

    В настоящее время более успешную карьеру делают в США иностранцы, выходцы из разных стран, это не только европейцы, африканцы, но и китайцы, японцы, русские, евреи…. Они порой занимают значительные посты в государственном аппарате. И нужно отдать должное рейганомике, этих людей, прибывших в США, чтобы проявить себя и заработать денег, действительно оценивали по их деловитости, знаниям, предприимчивости, у себя же на родине (в том числе СССР), подчас их карьерный рост зависел от родовитости, связям, и комплементарности.


  • Стерильная или кастрированная Испания. (28.09.09)

    Многие из этих иностранцев не потеряли связь со своей родиной и более того они поддерживаются традиции своего народа. Иностранцы очень часто живут в США анклавами, колониями,  резервациями, плохо перемешиваясь с прочим населением США. В этих анклавах вместе с существующим законодательством США действуют свои негласные законы и нормы общежития, свои моральные принципы. Все это приводит к деформированию базовых моральных ценностей США, обесцениванию их. Консолидированного общества, объеденного вокруг неких моральных ценностей в США нет. В частности, поэтому  в США высокий уровень преступности и жесткие действия властей  по отношению к гражданам.

    «В последние десятилетие (речь идет 1978- 1988 годах – периоде правления Рейгана) преступность с США приобретает более открытые, массовые и жестокий формы. Происходит усиление темпов роста преступности  и все больше вовлечение в неё молодежи, концентрация преступности в городах и промышленных центрах. Существует прямая связь между ростом наркомании и преступностью. Примерно четвертая часть убийств в Нью-Йорке совершается лицами под воздействием наркотиков. 

    (США.Энциклопедический справочник. Москва. 1988 год.)

    Передо мной статья: «Рейган и Тэтчер: спасение капитализма или опыт выхода из кризиса 70-х гг.».

    Автор статьи пишет:

    «Трудно себе представить более разные харизматические личности, чем Рейган и Тэтчер. Тем не менее, у них были поразительно схожие взгляды: оба были убеждёнными консерваторами, более того, «иконами современного консерватизма» По мнению многих историков и политологов никакой другой президент после всё того же Франклина Рузвельта не осуществил больших перемен, чем Рейган. Аналогично по М.Тэтчер в Великобритании. Что объединяет эти две великие личности в истории?

    Их вряд ли можно было назвать интеллектуалами, в работе чаще руководствовались здравым смыслом, испытанными временем истинами, накопленным опытом, политическими инстинктами и интуицией. Особенно это касается Рейгана. Политические оппоненты и въедливые журналисты коллекционировали многочисленные оговорки в его выступлениях, он часто становился объектом высмеивания юмористов (к примеру, как-то представителям СМИ он сообщил: «Я издал указ, который добровольно навяжет американцам традиционные семейные ценности»)».


  • Процесс разрушения семьи в США и странах Запада.

    Более того, как сообщает другой источник.
    Президент США Рональд Рейган руководил страной, уже впадая в старческое слабоумие. Об этом спустя 30 лет рассказал анализ стенограмм его многочисленных встреч с журналистами.

    В августе 1994 года   в возрасте 83 лет у Рейгана была обнаружена болезнь Альцгеймера, неизлечимое нервное заболевание, разрушающее нервные клетки  и приводящее в итоге к смерти.

    Схожесть Рейган и Тэтчер объясняется  тем, что на определенном этапе развития Западной цивилизации для «спасения капитализма», точней для  дальнейшего его развития другой программы сложно было придумать: это был единственно верный путь в рамках существующей на Западе идеологии. Рейган,  безусловно,  не автор своей программы, он исполнитель роли президента, с которой он, как актер справился великолепно. Опробованная и давшая положительный эффект   рейнаномика в США быстро стала предметом подражания во всем мире, указанным принципам последовала и Тэтчер и в какой-то мере другие лидеры Западных стран и во всем мире. Можно найти много общего у Рейгана и Путина. Схожесть  обусловлена тем, что Россия, после развала СССР, стала следовать по пути указанном  Рейганом, и не безуспешно. Касательно выступлений Путина, то популизм у Путина на первом месте, как и был Рейгана, Путин, чтобы понравится публики,  как и Рейган много шутит. Этих лидеров объединяет то, то они оба великие артисты.

    Приложение:

    Предлагаю Вам для взгляда на рейганомику.

    Рейганомика»… или как "новый курс Рейгана" спас США?

    Теоретической основой «рейганомики», как известно, стали идеи экономической школы «экономики предложения» (Джордж Гилдер, Артур Лаффер), суть которых состоит в переносе акцентов с регулирования спроса на товары и услуги (как считал Кейнс) на стимулирование их производства. Исходя из этого политика Рейгана базировалась на двух основных принципах:
    1. Целительные свойства «свободного частного предпринимательства», главенствующая роль рынка в экономике. Из этого вытекало снижение государственного вмешательства в экономику. Рейган тогда скажет, что правительство  не решает, а создаёт проблемы», и «чем меньше государства, тем лучше».
    2. Идея «дешёвого государства», то есть госсектор с госаппаратом и социальные программы должны быть сведены к минимуму, что, понятно, означало сокращение государственных расходов.

    Акцент в очередной раз был перенесён с роли государства на роль капитала, частное предпринимательство. Это предполагало коренную ломку всей послевоенной модели «социального государства»:
    Приватизация ещё сохранявшейся государственной собственности, ликвидация неконкурентоспособных предприятий (у Рейгана была даже идея приватизации тюрем, национальных парков, почтовой службы, но общественность не поддержала). В стране произошла технологическая перестройка промышленности, и иностранный капитал активнее пошёл в американскую экономику.
    Дерегулирование, то есть ограничение государственного регламентирования в экономике. Так, Рейган серьёзно уменьшил или даже отменил государственный контроль над ценами на нефть и природный газ, телефонную связь, кабельное телевидение, межштатное автобусное сообщение, ограничил вмешательство государства в сферу экологии и пр.
    Широкомасштабное и целенаправленное снижение налогов. Высшая ставка подоходного налога была сокращена с 50 до 28%, а ставки налога на прибыль корпораций – с 48 до 34%. 6 миллионов американцев с низкими доходами были вообще освобождены от уплаты налогов. Это стимулировало инвестиционную активность, увеличило доходы самых богатых американцев и дало возможность среднему классу улучшить своё положение.
    Замораживание и сокращение расходов на социальные программы. Это, как надеялись инициаторы реформы, должно было не допустить роста бюджетного дефицита из-за сокращения доходов бюджета. Прежде социальные расходы в США составляли около половины государственных затрат, теперь был взят курс на максимальное сокращение пособий, отмену различных субсидий и льгот. Сокращению подлежали 83 федеральные программы, то есть фактически все, исключая расходы на оборону, социальное страхование и медицинское обслуживание престарелых и нуждающихся. В результате первое время социальная политика федерального правительства была сведена к минимуму, а благосостояние американцев сразу упало на 20%. Рейган ошеломил тем, что звонил лично многим из тех, кто потерял социальную поддержку, и выражал свои соболезнования.


    Как результат, мир оказался свидетелем очередного экономического чуда, производственного бума и небывалого роста уровня жизни в США. К концу президентства Рейгана на рекордно низкой отметке оказалась безработица – 5,3%, практически отсутствовала инфляция (4,5%), среднегодовые темпы экономического роста выросли до 3,2%, а средние доходы семей увеличились на $4 тысячи. И вновь со страниц газет, электронных СМИ зазвучало, что американская экономика вступила в новую эру, для неё не существуют старые экономические законы.

    Вместе с тем тогда проявились и негативные тенденции в экономике США:
    рост дефицита госбюджета (около $200 млрд.), налоговые поступления после снижения ставки налога существенно сократились, а государственные расходы всё равно несколько возросли, в основном за счёт военных расходов,
    практически утроился государственный долг (до $2,9 трлн.),
    Америка, имевшая в середине 60-х годов самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения
    , к 90-м годам была по этому показателю превзойдена десятком государств,
    средняя зарплата к началу 90-х годов находилась на самом низком уровне с 60-х годов (к примеру, средняя часовая оплата американских рабочих равнялась $14,8, а в ФРГ – $21,5),
    США из чистого кредитора превратились в чистого должника и т.д.

    Ну и самое главное, естественным развитием этой экономической модели стал мировой экономический кризис  2008-2009 годов. Ультралиберальная модель экономического развития закончилась крахом, гигантский мыльный пузырь американской экономики с треском лопнул. Увы, но в этой жизни действительно нет ничего вечного и идеального. И вот уже Барак Обама идёт на усиление роли государства и социальной поддержки малоимущих американцев. Таким образом, история вновь повторяется?

    (Фрагмент статьи: «Рейган и Тэтчер: спасение капитализма или опыт выхода из кризиса 70-х гг.»)

    «Утро в Америке»: рейгановская политика

    Во время предвыборной кампании Рейган использовал броский оптимистический слог: «В Америке снова наступило утро». По телевизору вновь и вновь крутили рекламные ролики, в которых простому обывателю внушали: победа не за горами. Очень скоро упадок сменится процветанием; не сегодня, так завтра национальный престиж Америки возродится и заставит забыть о сегодняшней постыдной слабости; американский патриотизм возобладает над цинизмом; на смену отчаянию придет надежда. Все, что для этого требуется, – реставрация индивидуализма взамен не оправдавшего себя коллективизма; частная инициатива должна восторжествовать над государственным контролем, вооруженная мощь – над мягкотелостью, а испытанные национальные ценности – над нынешним невнятным «релятивизмом».

    В экономическом плане Рейган ратовал за либерализацию частного предпринимательства и сворачивание программы построения государства всеобщего благосостояния. Каким образом открыть дорогу свободному рынку и одновременно обуздать государственный контроль? Рейган полагал, что легче всего это сделать, сократив денежный поток, поступающий в Вашингтон. Если снизить налоги, рассуждал он, то доллары, которые сейчас оседают в руках бюрократов-расточителей, будут оставаться в карманах простых американцев и хозяев бизнеса. Рядовые потребители потратят эти деньги на приобретение товаров, частные предприниматели – на дополнительные инвестиции, что приведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Больше работы означает больше доходов. А чем больше денег получает человек, тем легче он их тратит – в частности, на новые капиталовложения. Таким образом, процесс будет продолжаться, обеспечивая устойчивый рост экономики, увеличение трудовой занятости и покупательной способности населения. Со временем можно даже ожидать повышения доходов от налогов, поступающих правительству. Одновременно Рейган стремился облегчить работу рынка – главного генератора богатства. С этой целью он намеревался «прижать» бюрократизм с его бумажной волокитой, которая невидимыми нитями опутывает бизнес, мешая работать, расхолаживая охотников до рискованных операций и, в конечном счете, снижая конкурентоспособность Соединенных Штатов в их борьбе с другими, менее регламентированными производителями.

    Свою экономическую модель республиканцы строили на концепции «приоритета предложения» и для ее реализации планировали три направления действий. Прежде всего, Конгресс понизил ставки налогов (причем как личного подоходного, так и налога на прибыль). Три года спустя личный подоходный налог уменьшился в общей сложности на 25 %. Вторым важным элементом политики республиканцев являлось снижение государственных расходов. Основным пунктом экономии, как всегда, стали социальные программы и программы поддержания уровня жизни населения. Кроме того, Конгресс урезал ассигнования на транспорт, охрану природных ресурсов, торговлю, образовательные программы и жилищное строительство. Практически были заморожены все энергетические проекты. В-третьих, предусматривалось сокращение масштабов государственного регулирования экономики. Правительство значительно сузило контроль над процессами консолидации частного бизнеса и работой фондовой биржи. Радио–  и телевещание, окружающая среда, производство товаров потребления, здравоохранение – все эти сферы оказались практически безнадзорными.

    В юридическом плане Рейган стремился «снять правительство с закорок общества». Для этого он создал систему федеральных судов, ориентированную на «ограничение». Перед судьями ставилась конституционно ограниченная задача интерпретации закона вместо активного «делания» политики. Президент провел четыре назначения в Верховный суд, среди которых оказалась и Сандра Дэй О'Коннор – первая женщина-судья в составе Верховного суда. Хотя принципиальная позиция судей по принятым ранее решениям и не изменилась, все же общая направленность деятельности значительно «поправела». Особенно это касалось дел, связанных с легализацией абортов, случаев предоставления преимущественных прав, вынесения смертных приговоров и обвинений в дискриминации. Новый президент не обошел вниманием также федеральные окружные и апелляционные суды, наполовину укомплектовав их состав своими людьми. В целом деятельность Рейгана в этой области вполне «тянет» на полновесную реформу судебной системы, подобную той, что предпринял Франклин Рузвельт.

    В военном плане рейгановская администрация демонстрировала скорее стремление к проявлению силы, чем к ее ограничению. Президент полагал, что политика «разрядки напряженности» – инструмент слишком тонкий и сложный. Вряд ли он окажется эффективным для достижения поставленных целей, среди которых первейшие – процветание американской нации и переделка мира в соответствии с ее пожеланиями. Новые времена требуют нового подхода – смелого и решительного. Поэтому Рейган объявил о намерении провести модернизацию вооруженных сил США. Он торжественно пообещал поддерживать «борцов за свободу» в любом уголке планеты. Рейган отвергал принцип «гарантированного взаимного уничтожения» и настаивал на победе Соединенных Штатов в любом предполагаемом ядерном конфликте.

    Имперские амбиции президента Рейгана обошлись стране недешево. За те годы, что он находился у власти, расходы на национальную оборону увеличились почти вдвое – с 157 млрд. до 303 млрд. долларов. Новые военные программы (в корне отличавшиеся от тех, что принимались в конце 1960-х годов) поглощали все больше федеральных средств. С 1981 по 1989 год военные затраты выросли с 23 % до 28 % общей суммы государственных расходов, в то время как затраты на социальную сферу и прочие «человеческие» нужды за тот же период уменьшились с 53 % до 48 %. Самым амбициозным – или, как некоторые считают, самым спорным – проектом Рейгана стала «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), имевшая целью создание ядерного щита Соединенных Штатов. Конгресс с подозрением отнесся к этому проекту, но, тем не менее, санкционировал его финансирование. Деньги на СОИ продолжают исправно поступать и сегодня, в начале XXI века.

    В дипломатической сфере Рейган проявил себя убежденным защитником основных американских интересов, направленных на защиту личности и свободы рынка. Он заклеймил Советский Союз как «империю зла», ведущую подрывную деятельность во всем мире. Вот перечень основных грехов, в которых Рейган обвинял СССР: дестабилизация демократических режимов, подстрекательство к революциям и порабощение народа государством. В интерпретации американского президента мир представлял собой застывшую дуалистическую картину – арену борьбы двух полюсов, добра и зла. Характеризуя перипетии этой борьбы, Рейган возвращался к возвышенной риторике и бескомпромиссному тону времен начала холодной войны. Взаимоотношения со своим главным соперником, Советским Союзом, он строил по законам военного времени: жесткие, даже грубые выражения в словесных поединках, неуступчивая позиция на всех переговорах по вооружению и неуклонное наращивание военной мощи своей страны. Эксперимент с взаимным контролем над вооружением зашел в тупик после того, как Соединенные Штаты разместили новые ракеты с ядерными боеголовками в Западной Америке (и Западной Европе), а Рейган обнародовал свой проект СОИ. Отношения со странами третьего мира – в особенности с государствами Центральной Америки и Карибского бассейна – развивались по принципам, изложенным в «Доктрине Рейгана»: Соединенные Штаты открыто поддерживали любые антикоммунистические движения. Так, в 1981 году администрация Рейгана приняла решение об оказании финансовой помощи и военной подготовке никарагуанских «контрас», ведущих войну против сандинистского правительства. Точно так же США поддерживали ультраправый режим в Сальвадоре, пытающийся репрессивными мерами подавить революционное движение в стране. А осенью 1983 года американские войска высадились на карибском острове Гренада с целью свержения левого правительства. На Ближнем Востоке Рейган начал свое президентство с несомненного успеха: как раз в день его инаугурации иранские фундаменталисты освободили американских заложников в Тегеране. В 1982 году власти США ввели «миротворческие» части в Ливан, присоединившись к другим международным войскам. Однако их пребывание там было недолгим: после того как в следующем году американские казармы подверглись нападению, правительство приняло решение о выводе солдат из Ливана, что и было исполнено в 1984 году. Характерно, что администрация Рейгана не сумела даже четко объяснить, какие цели США преследовали в этом регионе. В 1985 году американские граждане снова оказались в заложниках – на сей раз у ливанских террористов. В 1986 году Соединенные Штаты начали бомбардировки Ливии, чтобы наказать (а возможно, и устранить) ее национального лидера Муаммара аль-Каддафи за поддержку международного терроризма.

    Результаты рейгановской внутренней политики

    В конечном счете, Рейган одержал достаточно побед, чтобы обеспечить себе поддержку избирателей и победу на выборах 1984 года, так что на второй срок он прошел вполне заслуженно. Но старт был нелегким. Через год после того как Рейган провел в 1981 году запланированное снижение налогов и правительственных расходов, страна оказалась в тисках экономического спада – самого тяжелого со времен печально знаменитых 1930-х годов. Уровень безработицы вырос до 11 %, побив все рекорды с 1940 года. Однако уже к концу 1983 года наметилась стойкая тенденция к улучшению. Федеральная резервная система проводила жесткую кредитно-денежную политику, нефтедобывающие компании ослабили контроль над ценами на сырую нефть, военные расходы стимулировали развитие некоторых секторов промышленности, а логика экономического спада позволяла держать цены в узде.

    В будущем перед американской нацией открывались весьма приятные перспективы. Инфляция, этот неизменный кошмар современной экономики, замедлила рост. Если в первый год правления Рейгана стоимость жизни выросла на 9 %, то позже этот рост составлял всего 4 % – большой прогресс после 12-13-проценетного увеличения, который наблюдался в последние годы при Картере. В конечном счете, правительству Рейгана удалось взять под контроль ситуацию, которая казалась безнадежной. Еще два важных показателя – процентная ставка по кредитам и уровень безработицы – снизились вдвое, что стимулировало уровень продаж потребительских товаров и объемы инвестиций. Экономика на подъеме создала свыше 14 млн. новых рабочих мест. Реальный доход, остающийся после уплаты налогов, вырос на 27 %. ВНП страны, даже с учетом инфляции, скачком увеличился на 28 %. Промышленный индекс Доу – Джонса, главный показатель фондовой биржи, удвоился, и при этом рынок ценных бумаг стал более безопасным. К концу 1990-х годов большая часть американцев предпочитала держать свои капиталы в акциях и облигациях. К 2000 году индекс Доу–Джонса вырос в 10 раз.

    Однако существовал ряд проблем, омрачавших виды американцев на будущее. В то время как совокупное национальное богатство возросло, распределение его стало еще более неравномерным. Если в конце 1970-х годов верхушка общества (примерно 1 % населения) держала в своих руках одну пятую национального достояния, то в конце 1980-х годов эта доля уже равнялась одной трети. К тому моменту как Рейган оставил свой пост, 10 % богатейших людей Америки контролировали две трети всей частной собственности. Примерно одна пятая американских семей, принадлежащая к элите общества, имела все основания радоваться жизни: их доля в совокупном национальном доходе постоянно росла. В то же время остальные четыре пятых вынуждены были мириться с тем фактом, что их доля неуклонно падает. Проще говоря, богатые становились еще богаче, а бедные, соответственно, беднее. Еще при Никсоне наметилась тревожная тенденция: процесс обнищания американцев шел со все возрастающей скоростью. К 1983 году свыше 15 % населения жили в бедности – наивысший показатель с 1960-х годов. К концу пребывания Рейгана в Белом доме процент бедных остался на том же уровне, что и в начале этого срока. Его администрации так и не удалось улучшить жизнь беднейших членов общества. Большая часть вновь образованных рабочих мест относилась к низкооплачиваемым. Возможность получить работу в производственной сфере уменьшалась, поскольку с некоторых пор корпорации предпочитали иметь дело с более дешевой рабочей силой за рубежом. Перспектива потерять работу вдруг обрела реальность для любого из «синих воротничков» – независимо от уровня образования и квалификации. Процент организованных рабочих с устойчивой зарплатой и пенсией неуклонно снижался с начала 1970-х годов. Если в 1945 году профсоюзами была охвачена треть рабочего класса Америки, то в конце 1980-х годов эта цифра снизилась вдвое. Другими словами, обещанное процветание наступило, но пришло далеко не ко всем американцам.

    Не меньше поводов для беспокойства доставляло безответственное поведение правительства. Президентский консерватизм не распространялся на финансовую сферу. Всякий раз, когда доходило до чрезмерных трат (а для администрации Рейгана это была рядовая ситуация – тратить больше, чем имеешь), старина Рузвельт выглядел просто крохобором перед нынешним президентом. На момент вступления Рейгана в должность бюджетный дефицит достиг рекордной цифры в 79 млрд. долларов, и казалось, дальше ехать некуда. И что же? По прошествии двух президентских сроков Рейгана эта цифра выросла чуть ли не вдвое. Даже самые великодушные и, так сказать, «откорректированные» отчеты вынуждены были признавать характерную черту «рейганомики» – непомерный дефицит бюджета. Речь шла о колоссальных суммах, поспорить с которыми могли лишь затраты на обеспечение победы во Второй мировой войне. За время правления Рейгана сумма государственного долга почти утроилась. Выплаты по ссудным процентам в 1981 году «съедали» 10 центов из каждого федерального доллара. Восемь лет спустя эти 10 центов превратились уже в 15. В довершение ко всем бедам не только работа уплывала за океан, следом за ней отправлялись и американские доллары. Внешнеторговый дефицит в 1980-х годах вырос в четыре раза (и это в стране, которая за последние сто лет сумела добиться положительного торгового баланса). В результате нация, давно и прочно завоевавшая звание крупнейшего мирового кредитора, превратилась в крупнейшего в мире должника. Фондовая биржа не преминула отреагировать на эту тревожную ситуацию: акции перестали расти в цене. Более того, произошло их катастрофическое падение. В октябре 1987 года индекс Доу – Джонса снизился сразу на 22 %, и это стало самым страшным спадом за последние семьдесят пять лет. Рыночная стоимость обыкновенных акций резко снизилась – на полмиллиарда долларов за одну торговую сессию.

    Аморальность чиновников, входивших в рейгановскую команду, лишь усугубляла беды республиканцев. Против них неоднократно выдвигались обвинения – во взяточничестве, незаконном лоббировании, заговорах и злоупотреблении властью. Это не помешало Рейгану уверенно выиграть выборы в 1984 году, но вот его коллеги по партии так и не сумели захватить лидирующие позиции в палате представителей. Хуже того, в 1986 году они утратили контроль и над сенатом. В результате последние два года своего пребывания у власти Рейган вынужден был работать с демократическим Конгрессом. Этому человеку было чем гордиться, но также было и в чем покаяться. Подобно своим предшественникам, республиканским президентам 1920-х годов, он пережил вместе со страной экономический подъем, однако подъем этот был необычным как по размаху, так и по неровному характеру.

    Последствия рейгановской внешней политики

    Международная политика, которую проводила администрация Рейгана, дала совершенно неожиданные, с точки зрения американских избирателей, результаты. Первый сюрприз касался взаимоотношений с Советским Союзом. Хотя президент в своих публичных выступлениях настаивал на жесткой и бескомпромиссной линии поведения в отношении коммунистической России, это не помешало ему в конце 1980-х годов установить вполне дружеские отношения с кремлевскими лидерами. Не меньшим конфузом обернулись речи Рейгана о заокеанских задачах Соединенных Штатов, о законе и порядке во всем мире и решительной борьбе с международным терроризмом. Репутация президента оказалась сильно подмочена громким скандалом, в котором присутствовали и продажа оружия, и террористы с заложниками, и злостные нарушения американского законодательства.

    Кардинальные перемены, происшедшие в СССР в конце 1980-х годов, до сих пор являются предметом горячих споров аналитиков. Поклонники президента Рейгана доказывают, что именно его жесткая внешняя политика встала на пути советских амбиций. Якобы, поддерживая «борцов за свободу», американский президент вдохнул новую жизнь в антикоммунистическое движение. А наращивание военной мощи США позволило втянуть Советы в заведомо безнадежное соревнование, истощившее их финансовые возможности. Оказавшись на грани банкротства и во враждебном окружении, Кремль был вынужден сдать позиции и отказаться от своих агрессивных, экспансионистских планов. Однако другие историки в попытках объяснить причины развала Советского Союза предпочитают делать упор не на внешние факторы, а на ситуацию, сложившуюся внутри страны. Так уж случилось, что в течение короткого промежутка времени (1982–1985) три престарелых партийных лидера один за другим ушли из жизни. После непродолжительного периода замешательства и политического беспорядка открылась дорога к власти для нового кадрового состава. «Молодая» группировка во главе с Михаилом Горбачевым была частью технократического послевоенного поколения, которое негативно относилось к сталинизму и не желало мириться с низкой эффективностью советской экономики и тупиком, в который завела страну война в Афганистане. Итак, в 1985 году к власти пришел Горбачев, который начал реформу экономической структуры СССР и открыл для широкого всенародного обсуждения ряд запретных прежде тем. В частности, советские люди впервые получили возможность высказывать свое мнение по поводу политического строя. Новые тенденции получили броские названия, ставшие известными во всем мире, – «перестройка» и «гласность».

    Эти разительные перемены в России – независимо от причин их возникновения – имели важные последствия на международной арене. В холодной войне наметилось явственное потепление. В 1985–1988 годах президент Рейган четырежды встречался с советским лидером. И хотя переговоры по сокращению вооружения забуксовали, зато в 1987 году удалось достичь соглашения о запрещении размещения в Европе ракет промежуточной дальности. Это стало беспрецедентным успехом за 30-летнюю историю переговоров по ядерному оружию. В 1988 году Советский Союз начал вывод своих войск из Афганистана. Достойным завершением этого «праздника любви и приязни» стали дружеские визиты руководителей двух стран: Горбачева в Америку и Рейгана в Москву. И Рейган, и его преемник Джордж Буш очень хотели сосредоточить все внимание американской нации на этих новых (и таких отрадных) взаимоотношениях со страной, которую раньше именовали не иначе как «империей зла».

    Вместо того общественное мнение обратилось к внешнеполитическому скандалу, получившему название «Иран-контрас». В середине 1980-х годов американская администрация ломала голову над решением трех застарелых проблем. Первая была связана с Никарагуа: дело в том, что Конгресс запретил в дальнейшем оказывать помощь отрядам контрас, которые вели войну против сандинистского правительства. Вторая проблема касалась американских заложников, которые по-прежнему оставались в руках ливанских террористов. И наконец, третью проблему составляли американо-иранские отношения, которые на тот момент оставляли желать лучшего. Иран, где правил аятолла Хомейни, вел войну против Ирака и поддерживал тесные связи с радикально настроенными группами ливанских фундаменталистов. Сотрудники ЦРУ и Совета национальной безопасности совместными усилиями разработали, казалось бы, идеальное «решение», призванное одним махом разрешить все три проблемы. Идея заключалась в том, чтобы наладить отношения с умеренной фракцией в Иране и продавать ей оружие. Это оружие очень пригодилось бы иранцам в их войне против Ирака, а в знак благодарности они наверняка согласились бы оказать нажим на ливанцев в вопросе с американскими заложниками. Вырученные же от продажи оружия деньги можно было бы использовать на поддержку никарагуанских контрас. Конечно, все надлежало провернуть в полном секрете. Ведь «сделка» с террористами противоречила официальной политике американского руководства, а помощь никарагуанским мятежникам, по сути, была противозаконной. Однако, по мнению хитроумных аналитиков из ЦРУ, игра стоила свеч. Ведь в результате рискованной игры США получали тройные дивиденды: улучшали отношения с Ираном, обретали надежду на освобождение заложников и наносили удар по коммунизму. Однако сохранить все в тайне не удалось. Осенью 1986 года Конгресс начал расследование по делу о продаже оружия. Ключевые фигуры развернувшегося скандала – подполковник Норт и сотрудники СНБ – всеми силами пытались спрятать концы в воду: в ход пошли и уничтожение компрометирующих документов, и прямое лжесвидетельство в Конгрессе. Министр обороны и госсекретарь утверждали, что противились сделке и связанному с ней обману. Директор ЦРУ скончался еще до того, как вскрылась его неприглядная роль во всей этой истории. Но в любом случае политической репутации Рейгана был нанесен серьезный урон.

    А ведь как раз непосредственно перед «иранским» скандалом в одном из солидных деловых изданий появилась хвалебная статья, авторы которой восхищались рейгановским стилем управления. Дескать, президент лично заботится о соблюдении общих принципов намеченной политики, во всем же остальном полагается на своих проверенных помощников. Таким образом, каждый занимается своими обязанностями – к вящей пользе общего дела. Скандальные разоблачения по делу «Иран – контрас» поставили под сомнение достоинства этой схемы. В конце концов Рейган признал, что продажа оружия велась с его одобрения, но по его словам выходило, будто это был единственный путь умиротворить Иран. Он решительно отрицал свою связь с террористами, проявляя удивительную забывчивость относительно подробностей некоторых встреч на высоком уровне. Президент уверил членов Конгресса, что ни сном ни духом не ведал о попытках нарушить или обойти закон. Собственно, вся линия самозащиты Рейгана строилась на этой забывчивости и невнимательности к деталям. Президентским помощникам не оставалось ничего другого, как поддержать игру. Они всячески выгораживали своего босса, запутывая дознание и игнорируя общественное мнение. Создавалось впечатление, будто все беззакония, допущенные исполнительной властью, проистекали из той самой президентской позиции «самоустранения и невмешательства», которую недавно так нахваливали специалисты из толстого журнала.

    И все же – несмотря на сомнительное руководство, сомнительную этику и не менее сомнительное процветание – Рейган сохранил бешеную популярность. Он вполне мог бы остаться на своем посту и на третий срок, если бы предусмотрительные республиканцы еще в конце 1940-х годов не озаботились принять поправку, исключающую подобную возможность. В политической карьере Рейгана присутствовали некоторые деликатные моменты, когда поведение президента оставляло желать лучшего. Однако в общем и целом можно сказать, что он пользовался колоссальной поддержкой американского народа. В своей деятельности он всегда предпочитал уверенность тревоге, индивидуализм государственности, предприимчивость жесткому регулированию и мировое лидерство дипломатической осторожности. Благодаря этому Рейган стал зачинателем нового политического курса и большой проблемой для республиканцев, которым пришлось основательно пересмотреть свою стратегию по завоеванию Белого дома.


    Политическая карта мира 2011 год: США, его союзники, партнеры и сателлиты. (23.11.11)
  • главная

  •