Лимарев В.Н.

Септимий Север управляет Римской империей опираясь на силу закона, простой народ и армию.

Септимий
Север. Музей Бордо в Тунисе. Фото Лимарева В.Н.

Несмотря на клятву, которую дал император Север сенату в начале правления, что без постановления сената   не будет наказывать ни одного сенатора, он проводил последовательную антисенатскую политику, репрессиям сенаторы подвергались   регулярно в  течение всего правления Севера.

Сенат терял свое значение,  и усиливалась императорская бюрократия. Роль верховного органа  в государстве играл совет императора. Решения совета заменяли  сенаторские постановления. В императорском совете были  видные юристы. Римской казной Септимий Север распоряжался по своему усмотрению, без обсуждения сенаторами тех или иных трат. Сенат был фактически устранен от  сбора налогов.

«Законодательство империи никогда не было столь гуманным, как во времена Севера. Великие юристы того времени – Папиниан, Ульпиан и Павел – имели возможность беспрепятственно развивать свои гуманистические рассуждения о равном праве  для всех  и о долге защищать жизнь человека как таковую, жизнь слабых и бедняков в особенности. На пороге  великого социального переворота, который расчищал путь  милитаризации империи, римское право  высказало себе в невиданном блеске и благородной силе. Север, как и Комод, опирался на те классы, которые поставляли ему солдат при рекрутском наборе; отсюда либеральное  законодательство  и меры по защите крестьян и городского пролетариата от господствующих классов и имперских  властей.

Таким образом, Септимий Север играл для простого народа роль доброго покровителя. После того как крестьяне направляли свои жалобы  высшим чиновникам  и ничего не добивались, они обращались напрямую к императору.

Иным было отношение к городам. Разумеется Север не был противником городов как таковых.  К тем городам, которые  хранили ему верность, он относился с симпатией, в частности к городам Сирии, откуда была родом его жена, а так же к городам придунайских провинций.  На те города, которые не оказывали ему поддержки во время гражданской войны, Север относился прохладно. Множество городов обязаны были платить гигантские контрибуции. У многих представителей провинциальной знати из этих городов было конфисковано имущество. Север ввел регулярную личную ответственность  муниципальных чиновников  за литургию (общественную повинность), сделав литургию постоянным мероприятием, проводимым регулярно и принудительно.

Можно сказать, что давление, которое Север и его последователи оказывали в отношении обществ и корпораций, находящихся на государственной службе, стало более жесткой, чем раньше.

В то же время Септимий Север окружил заботой торговцев и судовладельцев, которые помогали  ему во время  гражданской войны.

Север распространил правило освобождения от общественных повинностей мелких арендаторов проживавших в городской общине. И защищал их от произвола чиновников».

(М.И. Ростовцев. «Общество и хозяйство в Римской империи)

Таким образом, Север в начале 3 века  поддерживал правоохранительные органы, в которые входила и армия,  мелких производителей, частную инициативу, торговцев и торговлю  в целом.  Фактически в Римский империи был установлен своеобразный «демократический режим», который отличался  от Западного демократического режима начала 21 века разве что в деталях.

М.И. Ростовцев пишет об исключительной заботе Севера о низших слоях общества, но все относительно. Богатые продолжали пользоваться своими привилегиями.

«При Септимии Севере были установлены правовые различия  между людьми.

Людей делили на две категории – на людей свободных и несвободных (рабов).  При определении различных правовых норм, свободных, касающихся свободного населения,  юристы различали римских граждан  и лиц, не обладающих правами полного римского гражданства.

При Севере были установлены различные наказания   для людей почётных и мелких.

К почетным  относились сенаторы, всадники, представители высших офицерских чинов, декурионы. Остальные все относились к низшей категории. Людей низших по своему социальному положению  можно было  предать мучительной смерти, превратить их в рабов. Что касается лиц привилегированных, то они были освобождены от пыток и могли апеллировать непосредственно к императору».

(Н.Е Машков. «История Древнего Рима» (учебник).

  • главная