Философский цикл: 684 -717 год от начала этногенеза суперэтноса.

Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

Философский цикл: 684 -717 год от начала этногенеза суперэтноса.

(сравнительный анализ цивилизаций)

  • начало
  •  

    Философский цикл 684-717 годов характеризуют:

    4) Кризис власти, не затрагивающий основ сложившейся системы. Борьба в высших слоях общества за власть, в результате которой побеждает одна из группировок. Бурящиеся за власть группировки могут опираться на мировоззренческую концепцию рождающейся в это время дочерней цивилизации.

    Смерть Инессы де Кастро. худ. Карл Брюлов. Русский музей. Фото Лимарева В.Н.

    1.1  Цивилизация Чжоу (Китай), 516- 484 г до н.э.

    В 521 г до н.э. правитель Поднебесной Цзин-ван (правитель Чжоу) умер и стал вопрос о том, кто будет новым ваном.

    Борьба между различными группировками привела к вооруженному конфликту и нестабильности в княжестве Чжоу.

    Это привело к дальнейшему ослаблению княжества Чжоу и потере авторитета вана, как правителя Поднебесной.

    1.2.  Ионийская (Древнегреческая) цивилизация, 516- 484 г до н.э. до н.э.

    В Афинах  в конце 6 века развернулась жесткая борьба за власть, между приверженцами демократии и аристократией.  В 510 году правивший  тиран Гиппий был вынужден покинуть  Афины, тирания была свергнута, попытка аристократии  утвердиться у власти, привела к  восстанию городского и сельского демоса. К власти пришел ставленник демократов Клисфен, который тут же приступил к реформам, законодательному оформлению афинской  демократии. Аристократия уступила место власти  рабовладельческой демократии.

    1.3.  Римская цивилизация, 83 -117 г н.э.

    При Домициана 81-96 г н.э.  усиливаются абсолютистские тенденции, он требует чтобы его называли господином и богом.

    Абсолюстическая политика Доминиана способствовала усилению так называемой философской оппозиции, противников абсолютной власти. (Н.А Машков  « История Древнего Рима»)

    Против Доминиана был составлен заговор  и в 96 году он был убит, что привело к кризису власти.

    После убийства Домициана, императором был провозглашен старейший сенатор Кокцей Нерва. Это вызвало недовольство в войсках. Для того чтобы недовольство не переросло в восстание легионов,  Нерва срочно усыновил наместника Германии Марка Ульпия Траяна,  пользовавшегося популярностью среди солдат, и сделал его соправителем. По национальности Траян был испанец. Это был первый случай, когда императором стал не латинянин.

    Нерва утвердил процедуру прихода к власти императоров. Власть передавалась не сыну или ближайшему родственнику императора, а лицу, которого он усыновлял с одобрения сената. Начиная  с Нервы, каждый император, принимая власть, давал клятву не казнить и не лишать имущества сенатора без приговора сената, и не принимать доносов об оскорблениях императора.

    1.4.  Цивилизация Хань (Китай), 83 -117 г н.э.

    Когда умер в 88 году император Чжан-ди, род Доу возвел на престол его девятилетнего сына Лю Чжао от умершей жены   Лян, выдавая его за ребенка Доу (у императрицы Доу сыновей не было). Малолетний император стал править под именем Хэ-ди.

    В правление императрицы Доу, покровительствовавшей даосистам,  даосткие ученые отредактировали учение «Хуан Лао дао» и теперь оно стало называться учение Лао-цзы

    Империей стала управлять императрица Доу вместе со  своими братьями.  

    Против императрицы Доу возник заговор: императору  Хэ-ди   евнух Чжэн Чжун рассказали императору:  кто действительно его мать, и предложил взять власть в свои руки.

    Когда  глава клана Доу Синь был на охоте, заговорщики арестовали братье Доу и принудили к самоубийству, затем был убит Доу Синь. Малолетний Хэ-ди   стал управлять империей, опираясь на евнуха Чжэн Чжун, который стал приближенным императора.

    1.5. Цивилизация Магадха-Андхры (Индия), 83 -117 г н.э.

    Нет данных.

    1.6.  Германская (франкская) цивилизация,  683 -717 г н.э.

    Кризис власти во Франкии привел к тому, что  власть сконцентрировалась в одних руках, майордомов, игравших роль премьер-министра при короле.

    Очевидны так же попытки властей, опираясь на новую идеологию - христианство, решать задачи по организации государства.

    1.7.  Цивилизация Тан (Китай), 683 -717 г н.э.

    690 году, отстранив от власти своего сына  Жуйцзуна, императрица У объявила о том, что она становится императором империи У Цзэтянь.

    Окружение императрицы не поддержало это решение, и начались репрессии, на юге Китая вспыхнуло восстание, которое было жестко подавлено.

    Императрица У решила опереться на буддистов, которые незамедлительно откликнулись, написав сочинение о том, что У является дочерью Будды и поэтому должна наследовать династию Тан. 

    В ответ последовал указ императрицы, повелевавший во всех городах строить буддийские храмы.

    Последующие годы правления прошли в семейно-клановых разборках при императорском дворе, императрица силой доказывала свое право на высшую власть.

    1.8.  Иранская цивилизация, 683 -717 г н.э.

    В конце 7 века продолжалась борьба за власть в Халифа между суннитами и шиитами.

    После разгрома войск шиитов 692 году в Месопотами, халиф Абд ал-Малик назначил Хаджжаджа наместником в Мекке и Медине.

    Хаджжадж направил войска в Аравию, для взятия Мекки.

    Мекка была окружена и Абдаллаху ибн аз – Зубайру было предложено сдаться и признать законным халифом Абд ал-Малика. Хаджжадж обещал не преследовать сторонников халифа Абдаллаха. Получив отказ, Абдаллаха проявил исключительную жестокость к сопротивлявшимся, он выдвинул требование: или повиновение или смерть.

    После семимесячной осады, часть шиитов сдалось на милость победителю, в том числе предали отца два его сына, но халиф Абдаллаху ибн аз Зубайру вместе с младшим сыном и большим числом последователей  продолжил сопротивление, тогда началась штурм Мекки, при штурме жестоко расправлялись с сопротивляющимися.  Халиф Абдаллаху ибн аз Зубайру и его сын, а так же все его сторонники были убиты. В результате катапультных бомбардировок была разрушена Кааба.

    1.9.  Латинская цивилизация, 1283- 1317 г.

    После смерти от болезни Филиппа 3 в 1285 году французский престол занял его семнадцатилетний сын Филипп 4. Все правление Филиппа наполнено ссорами, процессами с применением насилия, дипломатическим играми. Король неуклонно расширял свою власть за счет прав феодальной знати. Подчинил королевской власти церковь. Собственные королевские источники пополнения казны вытесняли феодальные, усилился королевский суд. Постоянная армия, содержавшаяся на деньги короля, заменила прежнее феодальное ополчение. Все это привело к укреплению французской монархии.

    В Венгрии в конце века междоусобица между королевской семьей и баронами и между боронами.

    Вступив на престол в королевстве Арагон, Педро 3 в отличие от своего отца Хайме 1 Завоевателя отказался от вассальной присяге папа Римскому, что привело к конфликту с папством. Против короля поднялась внутренняя оппозиция: вассалы и затем каталонская знать.

    Конфликте вокруг того, кто станет наследником престола  в Кастилии после смерти Альфонса 10, привел к гражданской войне, в которую были втянуты как Франция, так и Аргон и Португалия, а так мавры.

    В 1282 году король Дании Элик Клиппинг (1259-1286) по требованию знати и духовенства подписал хартию, согласно которой ежегодно должен созываться съезд знати, для решения важнейших государственных дел. Согласно хартии король должен был соблюдать все привилегии феодалов. В частности: никого не заключать в тюрьму без законного судебного решения. Король Эрик укрепил свое войско наемниками и нарушил эти обещание. В стране вспыхнуло восстание, король был убит в 1286 году. На престол в Дании вступил его несовершеннолетней сын Эрик 6 Менвед (1286-1319), за которого правила его мать до 1294 года. Были схвачены все подозреваемые в убийстве короля и репрессированы, но так как среди репрессированных было много невиновных - это привело к новому витку противостояния в Дании. Выступил против несправедливости суда архиепископ Йенс Гранн. В 1294 году архиепископ был арестован и был посажен в тюрьму, из которой ему удалось бежать два года спустя. За это в 1297 году римский папа Бонифаций 8 отлучил Эрика от церкви. В 1302 году состоялся папский суд в Ватикане. Эрик был вынужден заплатить большой штраф за арест архиепископа, но Йенс Гранн был лишён должности архиепископа Дании

    Пытаясь утвердиться в качестве короля Германии, Адольф Нассауский сделал попытку опереться на городские коммуны и расширил их права в королевстве, что привело к конфликту с баронами и герцогами. Этим конфликтом воспользовался австрийский герцог Альбрехт. Он, собрав рыцарское войско, вынудил королевское войско приять бой. В рыцарской схватке Адольф Нассауский погиб. Курфюрсты пошли на поводу у победителя, обещавшего навести порядок в Германии, и избрали Альбрехта королем Германии. Альбрехт приступил к укреплению королевской власти. Он ограничил власть курфюрстов, отменил ряд пошлин введенных духовенством без его согласия. Действуя с позиции силы, он привел к покорности не только герцогов, но и архиепископов. Войска Альбрехта в 1302 году осадили Кельн и вынудили самого влиятельного из архиепископов Петра Айхшпальтского выразить покорность Германскому королю. Альбрехт стал готовить условия, чтобы сделать королевскую власть в Германии наследственной, духовенство стало предпринимать меры по физическому устранению неугодного короля. Убийцей негодного короля стал племенник Альбрехта - Иоанн, духовником которого был архиепископ Майнцкий Петр Айхшпальтский. Во время переправы через Рейн заговорщики неожиданно напали на короля и разрубили мечами в 1308 году.

    1.10. Кхмерская цивилизация, 1283- 1317 г.н.э.

    В 1295 году произошло решающее сражение между кхмерами (король шиваист) и захватывающими их земли тайцами (сторонниками буддизма). Как пишут современники: "Весь кхмерский народ взялся за оружие и страна совершенно обезлюдила". Как результат, кхмерам удалось остановить военную экспансию тайцев.

    Возглавил борьбу кхмеров с тайцами полководец буддист Индраварман 3, который свергает короля-шиваиста Джаявармана 8 и отстраняет шиваитское жречество от власти.

    Заключение:

    Основная борьба, в этот период развития цивилизации, протекает между аристократией, получившей  власть по наследству и  предпринимателями, которые получили в руки богатство благодаря своим личным качествам и, иногда, упорному труду. Купцы, промышленники, из-за налогового бремя, взяток  и других поборов власть –имущих вынуждены  делится свои богатством с родовой аристократией имеющей в своих руках рычаги  власти.  Предприниматели добиваются власти опираясь на широкие  слои общества, одним из инструментов их борьбы является демократия, когда деньги  (подкуп) и манипуляция избирателями  позволяет им утвердится у власти.  Предприниматели, маскируясь под защитников народа, в своей борьбе  используют популярные в низах общества философские доктрины.

    Характерным примером является победа демократов в Афинах в конце 6 века до н.э. В отличии от других цивилизаций, революционные преобразования в Афинском государстве начались несколько раньше, т.е. с начала развития революционного цикла (с начала 5 века до н.э.)

  • главная